К списку новостей
Действие единого социального проездного билета пока не отменяется – Пенсионеры и граждане льготных …
Опубликовано 02 окт., 18:51

Действие единого социального проездного билета пока не отменяется

Будет ли в Томской области действовать единый социальный проездной билет (ЕСПБ) – этот вопрос решает сейчас областная власть. Как отмечают специалисты департамента соцзащиты населения, сложность проблемы ЕСПБ заключается в том, что его действие не устраивает основных участников процесса – ни льготников, ни транспортников

Пенсионеры и граждане льготных категорий, купив единый социальный проездной билет, чаще всего жалуются на неудобное расписание движения транспорта, на то, что его приходится подолгу ждать. Иногда вообще невозможно воспользоваться единым социальным проездным, поскольку автобусы идут с табличкой «Без льгот», и пенсионерам приходится ехать за деньги.

Еще хуже, когда пожилые, заслуженные люди при проезде по социальному проездному сталкиваются с грубым к себе отношением. Льготники делают неутешительный вывод: «К нам относятся как к пассажирам второго сорта». Возмущение людей вполне понятно: купив за 200 рублей проездной, пенсионеры, инвалиды, ветераны ожидали гораздо более комфортных транспортных услуг. Разочаровавшись, многие перестают покупать ЕСПБ. По итогам 9-ти месяцев этого года, социальные проездные приобрели всего 2,3 процента льготников.

С другой стороны, транспортные предприятия также предъявляют к льготной перевозке массу претензий. Хотя утверждения о том, что «городской транспорт разоряют льготники», звучали еще задолго до введения социального проездного. Именно в качестве выхода предлагалось отменить льготный проезд по удостоверениям и осуществлять льготные перевозки только по специальным проездным билетам. Что и было сделано: с февраля 2005 года в Томской области был введен ЕСПБ. С этого же времени каждому из 220 тысяч областных льготников (ветераны труда, реабилитированные, труженики тыла) и еще 78 тысячам пенсионеров, не имеющих льгот, стали ежемесячно доплачивать из областного бюджета по 200 рублей. Дальше человек решал сам: купить на эти деньги социальный проездной или тратить их по своему усмотрению. Таким образом, льготники и пенсионеры стали сами «голосовать рублем» за проезд. И результаты этого «голосования» транспортным предприятиям снова не понравились.

Возникает логичный вопрос. Если в действии социального проездного не заинтересованы ни транспортные организации, ни подавляющее большинство льготников – во имя чего его сохранять?

Тем не менее, на 2 октября 2006 года льготный проезд по ЕСПБ не приостановлен, троллейбусы и трамваи продолжают возить льготников по социальным проездным билетам. Закон Томской области № 9-а от 31.01.2005 года, устанавливающий порядок действия ЕСПБ, в настоящее время продолжает действовать. Чтобы отменить льготный проезд, потребуется отменить этот закон.

Сколько еще «продержится» социальный проездной в таких условиях, пока неясно. Все зависит от того, захотят ли транспортные предприятия заключать договоры на льготные перевозки. И, самое главное, захотят ли пенсионеры покупать проездные: к началу октября по области продано лишь около 400 социальных проездных билетов.